«РџРѕСЃР»РµРїРѕР»СѓРґРµРЅРЅС‹Р№ отдых фавна» РІ Большом театре
«РџРѕСЃР»РµРїРѕР»СѓРґРµРЅРЅС‹Р№ отдых фавна» РІ Большом театре
Только что вышедшая премьера Большого театра – «Послеполуденный отдых фавна» в постановке Джерома Роббинса – появилась в репертуаре без дополнительных объявлений. В сентябре театр гордо опубликовал брошюрку с расписанием спектаклей на весь сезон, заявив, что теперь будет работать по точному графику, и там ничего подобного не значилось. В декабре репертуар был кардинально переверстан, но «Фавна» там опять не было. Он возник совсем недавно – к юбилею Владимира Васильева (на днях руководителю Большого стукнет шестьдесят). Права на этот балет подарили театру американские Bolshoj ballet and opera foundation и Trust for Mutual Understanding.
Творчество Джерома Р РѕР±Р±РёРЅСЃР° РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ было более знакомо СЂСЏРґРѕРІРѕРјСѓ (РЅРµ балетоманскому) зрителю, чем его РёРјСЏ. Р’СЃРµ РїРѕРјРЅСЏС‚ танцы РІ «Вестсайдской истории», РЅРѕ РІСЂСЏРґ ли кто-РЅРёР±СѓРґСЊ обратил внимание РЅР° РёРјСЏ РёС… постановщика. Рђ балетоманы РІСЃРїРѕРјРЅСЏС‚ «В ночи» – балет РёР· трех дуэтов, несколько лет придававший чувственный РїСЂРёРІРєСѓСЃ строгому репертуару Мариинки. Ртот РїСЂРёРІРєСѓСЃ есть Рё РІ его «Фавне», хотя, конечно, РІ меньшей степени, чем РІ знаменитом балете Нижинского, поставленном РЅР° ту же музыку Дебюсси РІ 1912 РіРѕРґСѓ. РўРѕРіРґР° РІ Париже произошел скандал – танцовщика обвинили РІ фетишизме. Юный фавн, прижимающий Рє себе шарф убежавшей нимфы, показался воплощением неприличия. Времена изменились, изменились понятия Рѕ приличиях Рё мифология, Рё РІ 1954 РіРѕРґСѓ Р РѕР±Р±РёРЅСЃ, ставивший восьмиминутный спектакль РІ New York City Ballet, перенес действие СЃ мифологической поляны РІ РЅРµ менее мифологический балетный класс, превратил фавна РІ танцовщика, нимфу – РІ балерину Рё оставил РёС… наедине (подружки нимфы исчезли), Балет был поставлен для Тенакиль Леклерк, РѕРґРЅРѕР№ РёР· культовых балерин Баланчина.
В Москву премьеру танцевали Светлана Лунькина и Дмитрий Белоголовцев (ставил спектакль Виктор Кастелли, один из хореографов New York City Ballet, ибо Роббинса уже нет на свете). Владимир Васильев, должно быть, убежден, что кого он назначит культовой балериной, та ею и будет, и потому поставил юную танцовщицу в смешное положение. Вся проблема в том, что Нимфе в этом балете нечего танцевать. Она должна появиться, одним своим появлением заставить Фавна позабыть про сосредоточенность балетного класса, заставить его «выйти на охоту», сдаться, спокойненько уйти. Но вот в чем проблема: не только танцовщик должен завибрировать каждым нервом при появлении балерины. То же самое должна сделать публика. Она эту балерину должна знать и любить. Лунькину благодаря пиаровской кампании театра знают. Но любовь не достигается пиаром – в запасе должно быть хотя бы несколько настоящих партий, а не только Жизель да с треском заваленная Китри. Вот и ходит по сцене неизвестно откуда взявшаяся девушка, и почему так на нее реагирует фавн, совершенно не понятно. А вот сам Фавн – Дмитрий Белоголовцев – абсолютно точное попадание в роль. Пластика мягкая и абсолютно мужественная одновременно. Танцовщик по-кошачьи прильнул к земле и тут же с легкостью поднял партнершу в замысловатой поддержке.
Сюжет, придуманный Роббинсом, четко проговорен Белоголовцевым: не ускользнувшая мечта, но сознательный выбор. Нимфа далась в руки, однако оставлена ради одиночества балетного класса. Не грезы начала века о недостижимом счастье, а четкое знание: счастье – в работе. Хорошо, что в Большом это уже понимают.