Последняя строка в столичном юбилее
РўРѕ, что приезд Мариинки РІ РњРѕСЃРєРІСѓ – событие государственное, стало СЏСЃРЅРѕ еще РґРѕ начала первого спектакля. Перед «Лебединым озером» РІ зрительном зале «звезда» СЃРѕ «звездою» говорила, РІ царской ложе сидел Черномырдин (Рё его охрана РёР· соображений безопасности перекрыла соседствующий женский туалет), Р° РЅР° СЏСЂСѓСЃС‹ народ набился так, что казалось, РѕРЅРё СЂСѓС…РЅСѓС‚. Для РјСЌСЂРёРё эти гастроли стали строчкой РІ кончающейся программе празднования юбилея РњРѕСЃРєРІС‹, нежданной радостью – для гостящих РІ столице иностранцев, РїРѕРІРѕРґРѕРј для обмена злыми Рё острыми определениями – для балетных трупп Большого Рё Мариинского театров. Р, конечно, чистым праздником души для балетоманов Рё просто нормальных людей.
Разумеется, РЅРµ РІСЃРµ спектакли идеальны Рё РЅРµ РІСЃРµ исполнители потрясают воображение. Сейчас, РїРѕ прошествии первой гастрольной недели, можно выстроить следующую лесенку СЃРЅРёР·Сѓ вверх для пяти спектаклей: «Жизель», «Дон Кихот», «Баядерка» СЃ Юлией Махалиной, «Баядерка» СЃ Ульяной Лопаткиной, «Лебединое озеро». Жизель (Алтынай Асылмуратова) скучно радовалась встрече СЃ возлюбленным, крикливо сходила СЃ СѓРјР°, Р° РІРѕ втором акте защищала Альберта только потому, что обязана РїРѕ сюжету. Нет, конечно, РЅР° фоне Мирты (Татьяна РђРјРѕСЃРѕРІР°), Сѓ которой РЅРµ только РЅРµ было души, РЅРѕ Рё техника была значительно хуже, эта Жизель смотрелась. РќРѕ каково было Альберту (Евгений Рванченко) танцевать балет романтических чувств СЃ РґРІСѓРјСЏ равнодушными балеринами! «Дон Кихота» РІ РњРѕСЃРєРІРµ ждали СЃ нетерпением, точнее – ждали именно Диану Вишневу. После того как балерина стала первой «Божественной», РѕРЅР° танцевала Китри РІ спектакле Большого театра. Р’СЃРµ ждали повторения этого летящего вечера, этой мгновенной улыбки, подчиняющей Рё радостной. Р’ этот раз Диана танцевала хорошо (РґР° Рё может ли РѕРЅР° танцевать плохо?), РЅРѕ что-то исчезло. РўРѕ ли дело было РІ партнере (Фарух Рузиматов старательно изображал страсть, РЅРѕ, кажется, ему надоел «Дон Кихот» или РѕРЅ просто устал). РўРѕ ли, как РЅРё парадоксально, более резкий РїРѕ очертаниям РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ спектакль Диане ближе РїРѕ РґСѓС…Сѓ. Неважно почему, РЅРѕ звезда восходящая (Светлана Захарова) РІ роли Повелительницы дриад выступила несомненно ярче признанной. РћС‚ «Баядерки» СЃ Юлией Махалиной, наоборот, немногие ждали художественных открытий Рё были неправы. Спектакль просто великолепен: точный баланс СЃРёР» создавал драматическое напряжение, между РґРІСѓРјСЏ полюсами – Никией (Махалиной) Рё Гамзатти (РСЂРјРѕР№ Ниорадзе) РІРѕ второй картине звенело электричество, Рё полет РќРёРєРёРё СЃ ножом Рє сопернице был естественен, как молния. РќРёРєРёСЏ сама была – летящий РЅРѕР¶. РќРѕ Рё Гамзатти РІ этом спектакле была равна ей РїРѕ силе РґСѓС…Р°. Рначе было РІ следующей «Баядерке»: никакого баланса СЃРёР». Гамзатти (Татьяна РђРјРѕСЃРѕРІР°) РЅРµ могла соперничать СЃ Никией (Ульяна Лопаткина), даже мысль РѕР± этом была Р±С‹ странной. Р’ той же сцене «выяснения отношений» Ульяна летела, как Божья кара. РўРѕ, что ее соперница – Гамзатти, Р° РЅРµ власть раджи, было единственной ошибкой РќРёРєРёРё. Р РІРѕ втором акте это становилось очевидным: Солор (РРіРѕСЂСЊ Зеленский) РЅРµ отводил глаз РѕС‚ баядерки, начисто забывая РїСЂРѕ собственную невесту Рё лишь РёРЅРѕРіРґР° учтиво обращаясь Рє ее высокопоставленному отцу. «Танец СЃРѕ змеей» (появление РќРёРєРёРё РЅР° свадьбе Гамзатти Рё Солора) также был разным Сѓ РґРІСѓС… балерин. Героиня Махалиной жила именно этим РіРѕСЂСЊРєРёРј для нее днем. Рђ душевный РјРёСЂ РќРёРєРёРё – Лопаткиной, казалось, напоминал ей самой РіРѕСЂРѕРґ после землетрясения: катастрофа была ужасной, РЅРѕ РІСЃРµ уже кончилось. Рта РќРёРєРёСЏ РІСЃРµ знает Рѕ себе Рё Рѕ Солоре: ее танец – изложение того, что РѕРЅР° переживала раньше, Р° РЅРµ теперь. РЈРєСѓСЃ змеи был для нее потрясением, РЅРѕ лишь потому, что это была предательская смерть. РћРЅР° чувствовала, что СЃ этого праздника живой РЅРµ вернется. Рђ РІ «Лебедином озере» Лопаткина танцевала… лучше? Нельзя так сказать. РћРЅР° танцевала РґСЂСѓРіРѕРµ. Потому что РІ «Лебедином» прозвучала совсем новая, неожиданная нота.
Любила ли эта Одетта этого Зигфрида (РРіРѕСЂСЊ Зеленский)? Что такое ее тема – стремление ли Рє СЃРІРѕР±РѕРґРµ, РїСЂРѕСЃСЊР±Р° ли Рѕ ней? РЈ Лопаткиной Одетта – РЅРµ сказочная принцесса. РћРЅР° РЅРµ имеет ничего общего СЃ этим замком Рё этой реальностью. РћРЅР° – испытание, посланное принцу Зигфриду, запредельная душа, которую удерживают здесь лишь его СЂСѓРєРё вполне земного РІРёРєРёРЅРіР°. Р РІСЃРµ уже неважно: СѓР±РѕРіРёРµ характерные танцы, смешной Ротбарт… Одетта явилась РЅР° РјРёРі Рё ошеломила Зигфрида. Лопаткина приехала РІ РњРѕСЃРєРІСѓ – Рё РњРѕСЃРєРІР° Сѓ ее РЅРѕРі.