Мания Нижинского

critic

 В«РњРѕСЏ ночь СЃ РќРёР¶РёРЅСЃРєРёРјВ» – название Сѓ спектакля, РјСЏРіРєРѕ РіРѕРІРѕСЂСЏ, раздражающее. Р’ нашем скучно-безумном РјРёСЂРµ вполне РјРѕР¶РЅРѕ было ожидать, что главным его персонажем окажется Дягилев или Ромола. Некоторая часть публики, РІРёРґРёРјРѕ, РЅР° это Рё рассчитывала – впрочем, это СЏРІРЅРѕ были люди, ничего РЅРµ знающие Рѕ Джиджи Качуляну. Остальные пожимали плечами Рё спрашивали себя, зачем хореографу, СЂСЏРґРѕРј СЃ которым РЅРµ было ранее скандальной славы, понадобился этот проект. Впрочем, РїСЂРё просмотре спектакля выяснилось, что никакого скандала нет. Рђ что есть?

Есть РѕРґРёРЅ РёР· случаев классической мании РќРёР¶РёРЅСЃРєРѕРіРѕ, поразившей РІ последнее время европейское человечество. Искренней, тоскливой Рё действительно творческой мании, выросшей РёР· желания поспорить СЃ СЃСѓРґСЊР±РѕР№, РёР· желания хоть РІ собственной душе «перетащить» РќРёР¶РёРЅСЃРєРѕРіРѕ РёР· закрытой музыкальной шкатулки легендарных времен РІ сегодняшнее осязаемое время. Мании, возникшей РёР· вечного обожания чуда Рё вечного желания чуда – РІРѕС‚ здесь Рё сейчас. «Не он… РЅРµ он… РЅРµ он… РѕРЅРѕ – чудо», — звучит РІ самом начале «Моей ночи». Этот спектакль Рё поставлен – Рѕ чуде. РќРµ Рѕ РќРёР¶РёРЅСЃРєРѕРј, РЅРµ Рѕ его СЃСѓРґСЊР±Рµ, Р° Рѕ чуде РќРёР¶РёРЅСЃРєРѕРіРѕ РІ Р¶РёР·РЅРё современного человека. Р’РѕС‚ этого человека – Джиджи Качуляну, однажды ночью прочитавшего «Дневник». И – как это бывает СЃ гениальными книгами или СЃ книгами гениев – почувствовавшего, что этот отсвет РќРёР¶РёРЅСЃРєРѕРіРѕ всегда был РІ его собственной Р¶РёР·РЅРё. РќРµ сходство, РЅРµ панибратство, — отсвет. Им смешно гордиться, как смешно гордиться РЅРµ тебе принадлежащим рассветом. РќРѕ его РјРѕР¶РЅРѕ чувствовать РЅР° РєРѕР¶Рµ – как Рё тебе принадлежащий рассвет. Почти весь спектакль (вплоть РґРѕ финала) Качуляну РѕРґРёРЅ РЅР° сцене. РћРЅ рассказывает Рѕ себе – Рѕ том, как РєРѕРіРґР°-то его впервые привели РІ балетный класс, Рё рассказ блещет СЋРјРѕСЂРѕРј Рё чисто литературным мастерством («Профессор мазал щеки краской Рё РјС‹ называли его «Видением розы»). И РІ каждом СЌРїРёР·РѕРґРёРєРµ – гулкое ауканье СЃ теми балетами. И РІ каждом движении, РєРѕРіРґР° нет рассказа, — обозначение тех балетов.

Самое начало – герой РІ белом расстилает белую ткань, ложится РЅР° нее, замирая. Фавн? Нет, конечно, но… мания фавна – РґР°. И вслед Р·Р° этой сценой, заставляющей нас почувствовать тоску недосягаемости, — трезвый Рё забавный рассказ Рѕ первой роли – роли фавна! РќСѓ разумеется, малыш СЃ дудочкой, посаженный РЅР° пенек РІ глубине сцены РЅРµ имеет ничего общего СЃ великим мифом! Или – имеет? Или любой танцовщик теперь – имеет? (Если РѕРЅ РЅР° самом деле танцовщик, разумеется). Мания РќРёР¶РёРЅСЃРєРѕРіРѕ Рё далее прорисовывает СЃРІРѕСЋ линию РІ спектакле. Р’Рѕ вполне феллиниевских детских воспоминаниях Рѕ турецких женщинах РІРґСЂСѓРі упоминаются РёС… «шехерезадные арбузы». Рђ вполне отвлеченные разговоры Рѕ танцах Рё языках («Люди пишут, как говорят… Рё танцуют, как пишут») неминуемо РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє ассоциации «русский язык – Р СѓСЃСЃРєРёР№ сезон РІ Париже». (Надо сказать, что РґСЂСѓРіРёРµ ассоциации РЅР° РґРёРІРѕ красочны… Рё Качуляну РЅРµ боится даже упреков РІ неполиткорректности: «У немцев язык – как вальс, который танцует РіСѓСЃСЊ, падающий РІ РѕР±РјРѕСЂРѕРє РѕС‚ того, что проглотил РїСѓРґ живых мотыльков». Разговоры, шутки, совсем немного танцев (РёР±Рѕ танцы РІ этом спектакле – как правило, лишь осознанно бедная проекция РІ трехмерный РјРёСЂ РёР· стопятидесятого измерения РќРёР¶РёРЅСЃРєРѕРіРѕ. Правда, есть исключение – вариация СЃ пером, РіРґРµ перо – как бритва Рё как дыхание). Р’СЃРµ это кончается очень быстро. Качуляну ставит РЅР° сцену музыкальную шкатулку, фотографию РЅР° нее, Рё СѓС…РѕРґРёС‚ РІ кулису. Фото РќРёР¶РёРЅСЃРєРѕРіРѕ РЅР° слайде, негромко играет музыка. Из зала РЅР° сцену выходит девушка, сбрасывает одежду, оказываясь РІ СЂРѕР·РѕРІРѕРј трико, берет шкатулку СЃ фотографией Рё СѓС…РѕРґРёС‚. Здесь Рё надо было дать занавес! Ведь РІСЃРµ сказано, РІСЃРµ почувствовано Рё РІСЃРµ закончено. Рђ следующая затем сцена для РґРІРѕРёС… РЅР° вечную музыку «фавна» РЅРµ плоха Рё РЅРµ хороша, РѕРЅР° просто отдельна — Рё тем лишняя. РљСЂРѕРјРµ того, эта мелодия может принадлежать только РѕРґРёРЅРѕРєРѕРјСѓ персонажу… РІРѕ РІСЃСЏРєРѕРј случае, РјРЅРµ так кажется.

Надо сказать, что этой осенью РёРјСЏ Качуляну появилось РЅР° РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёС… афишах дважды. РљСЂРѕРјРµ «Моей ночи» РјС‹ могли посмотреть «Княгиню Ольгу», выпущенную театральным центром «Весь РјРёСЂВ» РІ сотрудничестве СЃ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРј академическим молодежным театром – Качуляну ставил РІ этом театре хореографию. И РІРѕС‚ что значит чувство меры Рё чувство РІРєСѓСЃР°: РІ «Княгине Ольге», также РІСЂРѕРґРµ Р±С‹ изначально ориентированной РЅР° РјРёС„, единственно танцы имеют отношение Рє искусству. (РЈС…, как РІСЃРїРѕРјРЅСЋ РєРЅСЏРіРёРЅСЋ Ольгу, произносящую РІ стиле партсобрания текст Рѕ том, что РѕРЅР° хотела развивать СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ Р СѓСЃРё Рё что-то там делала РІ 941 РіРѕРґСѓ!) Качуляну РЅРµ РїСЂРёРЅСЏР» упрощающего — Рё одновременно надрывного – тона спектакля, Рё двигающийся РІ спектакле народ был действительно интересен. Может быть, стоило предложить ему поставить весь спектакль? Впрочем, такую пьесу ничто РЅРµ спасет… Рђ работы Качуляну хотелось Р±С‹ еще увидеть. Причем даже РЅРµ принципиально – РІ балете или РІ драме. И то Рё РґСЂСѓРіРѕРµ Сѓ него получается одинаково интересно.

Читайте также: