Иногда они возвращаются

critic

Ролан Пети снова в Большом театре. А «Пиковая дама» теперь – балет. Страна не бунтарей, но остроумцев, не строящих баррикады студентов, но изящно обманывающих друг друга мужей и жен – такова была прекрасная Франция в старые добрые времена. Населяющие ее существа были поверхностны, но забавны, и заведомо проигрывали советским людям в физической силе и силе чувств. Закупались французские кинокомедии. Приглашался на гастроли со своей марсельской труппой Ролан Пети. После его спектаклей не было потерянных лиц отечественных танцовщиков в партере, задумавшихся, чем же они занимаются на родине – как то было после приездов Бежара или Баланчина.

 

Пети позволял сохранять чувство дружелюбного превосходства. РћРЅ заведомо РЅРµ был конкурентом, — хореограф, разговаривающий РЅР° классическом языке СЃ кабаретным акцентом, выпустивший Р·Р° жизнь РѕРґРёРЅ нетривиальный балет («Юноша Рё смерть», 1946), Рё СЃ удовольствием работавший для мюзиклов. РћРЅ РЅРµ сражался РІ лиге большого стиля, — Рё потому был желанным гостем даже РІ самые замкнутые времена. Р’ 1988 РіРѕРґСѓ правитель Большого Юрий Григорович, чувствуя, что власть ускользает РёР· СЂСѓРє, народ требует премьер, Р° РѕРЅ сам сочинить уже ничего РЅРµ может, пригласил Пети перенести РЅР° главную столичную сцену «Сирано РґРµ Бержерака». Это был мудрый Рё безопасный С…РѕРґ – жизнь носатого поэта, изложенная насмешливым языком парижского бульвара, РІ патетическом пространстве Большого продлилась СЂРѕРІРЅРѕ РіРѕРґ. Смерти его никто РЅРµ заметил. Весной 2001-РіРѕ новая начальственная команда Большого театра СЃРЅРѕРІР° призвала Пети РІ Большой. Р’ минувшую пятницу вышла премьера – вечер одноактных балетов, «Пассакалья» РЅР° музыку Антона фон Веберна Рё «Пиковая дама». «Пассакалья» пять лет назад была поставлена Пети РІ Гранд Опера, Рё РњРѕСЃРєРІРµ досталась РІ качестве «нагрузки». Дело РІ том, что РєРѕРіРґР° весной обсуждался контракт РЅР° постановку «Пиковой дамы», Пети собирался ставить двухактный спектакль РЅР° РїРѕРїСѓСЂСЂРё РёР· оперной музыки. Осенью же РѕРЅ известил театр Рѕ том, что будет делать одноактный балет РЅР° 6-СЋ («Патетическую») симфонию Чайковского. РЎРІРѕСЋ функцию «Пассакалья» выполнила: РІРѕ время бессюжетного двадцатиминутного балета, скучноватого Рё размеренного, сделанного РїРѕРґ явным впечатлением РѕС‚ урбанистических РѕРїСѓСЃРѕРІ Баланчина (РЅРѕ без баланчинской изысканности), публика рассаживается Рё перестает хлопать дверями. Можно переходить Рє просмотру «Пиковой», Рё антракт совершенно излишен. Ее рекомендуется именно смотреть – потому что слушать РЅРµ стоит.

Пети бестрепетно нашинковал Патетическую, некоторые РєСѓСЃРєРё поменяв местами, Р° некоторые – СѓРґРІРѕРёРІ. Получилось живенько Рё приятно: РєРѕРіРґР° надо – грозная музыка, РєРѕРіРґР° надо – лирическая. Рђ что Сѓ оркестрантов лица перекошены, как РѕС‚ Р·СѓР±РЅРѕР№ боли – так это РёС… личное дело. Большой театр шатает, как корабль РІ шторм: то отменили «Дочь фараона» РёР·-Р·Р° плохой балетной музыки (С…РѕРґСЏС‚ упорные слухи, что ее Рё РІ обещанном РЅРѕСЏР±СЂРµ РЅРµ будет), то музыку симфоническую отдали РЅР° растерзание. Посмотреть РІ «Пиковой» есть РЅР° что. Вернее, РЅР° РєРѕРіРѕ, поскольку декорации Жан-Мишеля Вильмотта (кровать РІ РѕРґРЅРѕР№ сцене, стол РІ РґСЂСѓРіРѕР№ Рё свисающие СЃ колосников полотнища-колонны РІ третьей) РЅРµ особенно впечатляют. Кордебалет, Рє сожалению, РЅРµ интересен: бал равен всем балам, игорный РґРѕРј – всем подобным заведениям (вплоть РґРѕ «Зеленого стола» Курта Йосса). Взгляд прежде всего приковывают солисты, вытаскивающие РЅР° себе весь РіСЂСѓР· спектакля. Николай Цискаридзе – фантастический Германн, сумасшедший СЃ самого начала. Р’ сценах, поставленных Пети СЃ наивной буквальностью (РЅСѓ, предположим, чужак РІ обществе – РЅРѕ почему РІ сцене бала РѕС‚ него РІСЃРµ шарахаются? что Р·Р° представления Рѕ свете?) РѕРЅ выдает такой градус актерского напряжения, — странно, что РЅРµ взрываются софиты. Прыжок, всегда воздушный, приобретает мощь Рё РґРёРєСѓСЋ динамику, Цискаридзе вкладывает РІ роль, сочиненную «по пушкинским мотивам» маленьким французским буржуа, столько достоевского безумия, что Р·Р° артиста становится просто страшно. Спектакль задуман как РґСѓСЌС‚ – Пети РЅРµ волновал «роман» Лизы Рё Германна, РёР· всей повести ему оказалась интересна лишь строчка, РіРґРµ Германн рассуждает Рѕ том, что РјРѕРі Р±С‹ стать любовником графини. Илзе Лиепа великолепна РІ роли старухи – ее кисти СЂСѓРє змеятся Рё корежатся, Рё выданный хореографом чудовищный облик приобретает благодаря пластике воинственную привлекательность. Два артиста ухитряются сделать РёР· французской бульварной мелодрамы, РІ которую Пети превратил «Пиковую», трагический балет Рѕ самих себе. Рћ выдающемся танцовщике, лишь через десять лет службы РІ Большом получившем поставленный РЅР° него балет (весьма сомнительных достоинств) Рё актрисе, игровые возможности которой Большой практически РЅРµ использует.

Читайте также: