Интервью с Николаем Цискаридзе

critic

РђР“: Что для Вас РІ детстве значило это словосочетание «народный артист» Рё что РѕРЅРѕ значит сейчас? РќР¦: Р’ детстве РјРЅРµ казалось, что народные артисты это РЅРµ люди, Р° просто какие-то инопланетяне. РџРѕ-моему Сѓ Галины Сергеевны Улановой было больше всего этих РІРѕС‚ приставок тогда– «дважды герой соцтруда», «лауреат».. И РІСЃРµ Р¶Рµ СЏ еще дошкольного возраста был, РєРѕРіРґР° прочитал РІСЃРµ эти титулы РІ газете Рё сказал соседям: РІРѕС‚ РЅР° этом РґРѕРјРµ будет висеть мемориальная РґРѕСЃРєР°, что здесь Р¶РёР» дважды герой соцтруда, лауреат государственной премии, народный артист РЎРЎРЎР  Николай Цискаридзе. Р’СЃРµ смеялись. РљРѕРіРґР° СЏ сейчас приезжаю РІ Тбилиси, РјРѕРё знакомые РІСЃРµ время вспоминают это Рё РіРѕРІРѕСЂСЏС‚: раньше РјС‹ над тобой смеялись, Р° теперь понимаем, — это ты над нами смеешься. Рђ вообще-то РјРЅРµ РЅРµ верится РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ, что СЏ народный артист.

Дня через РґРІР° после того, как СЏ получил звание, открывалась выставка работ кандидатов РЅР° государственную премию РІ РЅРѕРІРѕР№ Третьяковке Рё меня туда пригласили. Там какие-то речи должны были произноситься, поэтому стулья были поставлены. РЇ пришел, встал РіРґРµ-то сзади, Рё РјРЅРµ распорядители РіРѕРІРѕСЂСЏС‚: садитесь, пожалуйста. Рђ РІРѕ РјРЅРµ ведь очень сильна театральная иерархия, СЏ еще РїСЂРё Григоровиче РІ театр пришел, СЏ еще РЅР° ней воспитан. Р’СЃРµ места заняты, РєСЂРѕРјРµ первого СЂСЏРґР°. РЇ Рё отвечаю: РЅСѓ что РІС‹, что РІС‹, там Р¶Рµ народные должны сидеть. И тут РјРЅРµ РіРѕРІРѕСЂСЏС‚: Р° РІС‹ кто?.. РЇ теперь очень странно себя чувствую, РєРѕРіРґР° стою СЂСЏРґРѕРј СЃ такими людьми, как Людмила Ивановна Касаткина или Марина Мстиславовна Неелова – РѕРЅРё народный артистки Рё СЏ народный артист. Странно. Хотя СЂСЏРґРѕРј СЃ нашими народными – СЏ РЅРµ РіРѕРІРѕСЂСЋ Рѕ великих, кто сейчас работает педагогами-репетиторами, РІСЂРѕРґРµ Михаила Лавровского, Юрия Владимирова, Екатерины Максимовой, — СЃ нашими народными, что сейчас танцуют, СЏ себя СЃРїРѕРєРѕР№РЅРѕ чувствую.

РђР“: Рђ изменилось ли что-то для вас РІ театре? Почувствовали РІС‹ что-РЅРёР±СѓРґСЊ или нет? РќР¦: РљРѕРіРґР° СЏ раньше РїСЂРёС…РѕРґРёР», РїСЂРѕСЃРёР» лишний РІС…РѕРґРЅРѕР№ РїСЂРѕРїСѓСЃРє, РјРЅРµ могли ответить: «нет-нет-нет, это только для народных». Теперь РјРЅРµ никто РЅРµ смеет это сказать. РњРЅРѕРіРѕ РІРѕС‚ таких мелочей, Рё потому эти звания РЅСѓР¶РЅС‹ для театра. Очень РЅСѓР¶РЅС‹, Рє сожалению. Может быть теперь, благодаря этому званию СЏ наконец Р±СѓРґСѓ получать спектакли… РђР“:Р’С‹ действительно РЅРµ часто выходили РЅР° сцену РІ этом сезоне. Р’ чем проблема? РќР¦: Наши директора РІСЃРµ время РіРѕРІРѕСЂСЏС‚, что РёР·-Р·Р° того, что СЏ часто хочу уезжаю. РќРѕ РІРѕС‚ РјРѕРіСѓ привести такой пример. Двадцатого числа вывешивается репертуар РЅР° следующий месяц. Это закон. РЇ должен был поехать готовить партию РґРµ Грие РІ Мариинском театре, СЏ Р·Р° три месяца предупредил всех, что РЅР° это время уеду, РІР·СЏР» отпуск. РњРЅРµ позвонили РёР· Мариинского буквально РІ день отъезда, извинились Рё сказали, что спектакль отменился РЇ пришел РІ театр РЅР° следующий день, сказал, что РЅРёРєСѓРґР° РЅРµ уезжаю. Еще РЅРµ было двадцатого числа. И РјРЅРµ стали предлагать РІСЃРµ спектакли, которые РЅРёРєРѕРјСѓ РЅРµ РЅСѓР¶РЅС‹, второстепенные партии, потому что РґСЂСѓРіРёРµ СѓР¶Рµ были РєРѕРјСѓ-то обещаны. РўРѕРіРґР° СЏ сказал: извините, РјРЅРµ это РЅРµ интересно. РЇ лучше тогда РїРѕСЃРёР¶Сѓ без спектакля. РђР“: РќРѕ ведь есть «второстепенные» партии, более интересные, чем партии «заглавные». Ваша слава началась СЃ Меркуцио – почему Р’С‹ сейчас оставили эту роль? Р’С‹ считаете, РѕРЅР° Вам СѓР¶Рµ «не РїРѕ чину»? РќР¦: Нет, Меркуцио СЏ танцую регулярно. Просто слишком РјРЅРѕРіРѕ исполнителей, РјРЅРµ РІСЃРµ время РѕР±СЉСЏСЃРЅСЏСЋС‚, что СЏ слишком РјРЅРѕРіРѕ танцую. Почему СЏ РІСЃРµ время должен стоять РІ очереди? РЇ станцевал премьеру Лавровского, Р° следующий спектакль РјРЅРµ дали только через три РіРѕРґР°. Р’РѕС‚ Рё РІСЃРµ. РџСЂРё этом что РѕР±РёРґРЅРѕ: РІСЃРµ те второстепенные партии, РІ которых СЏ выходил, если Р±С‹ СЏ что сделал неважно, РјРЅРµ Р±С‹ второй раз РЅРµ дали. РЎ РґСЂСѓРіРёРјРё людьми почему-то такого РЅРµ РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚. РЇ очень долго РЅРµ РјРѕРі попасть РІ «Щелкунчика», СЏ три РіРѕРґР° ждал своего спектакля. Попал совершенно случайно. Просто был спектакль, который РїРѕРІРёСЃ РІ РІРѕР·РґСѓС…Рµ, РѕРЅ был РЅРµ нужен РЅРё РѕРґРЅРѕРјСѓ исполнителю. И РјРЅРµ дали этот спектакль. И РІСЃРµ последующие «Щелкунчики» (Сѓ меня еще РЅРµ было РЅРё звания заслуженного, РЅРё лауреата, ничего) СЏ получал только тогда, РєРѕРіРґР° РІСЃРµ основные танцовщики оттанцовывали. Рђ РІ этом РіРѕРґСѓ вводились РґСЂСѓРіРёРµ люди, Рё СЏ еле выбил второй спектакль, — хотя являюсь первым составом. РћР±Р° новых исполнителя вышли РЅРµ РІ лучшем качестве, станцевали РЅРµ очень удачно, причем Рё первый раз Рё второй раз, РЅРѕ РёС… закрепили Рё оставили… РљРѕРіРґР° меня вводили РІ «Сильфиду» (это было давно), РјРѕР№ педагог Николай Романович Симачев, царство ему небесное, – сказал: либо РІС‹ делаете РґРІР° тура вправо-влево – либо РІС‹ РЅРµ выходите, так как Филин танцует это гениально. И РѕРЅ был прав. РЇ РЅРµ РјРѕРі РЅРёРєРѕРіРґР° танцевать так как Филин, РЅРѕ СЏ старался сделать это РїРѕ-своему. Может быть, РєРѕРјСѓ-то СЏ нравился больше, РєРѕРјСѓ-то меньше, это дело РІРєСѓСЃР° зрителя. РќРѕ СЏ отвечал Р·Р° РІСЃРµ те трюки, которые были поставлены. Сейчас СЏ РїСЂРёС…РѕР¶Сѓ – Сѓ новых исполнителей текста вообще нет. РќРµ то что трюкового – даже СЂРёСЃСѓРЅРєР° спектакля. И это РЅРёРєРѕРіРѕ РЅРµ волнует.

РђР“: Понятно, что РІ вашем возрасте это звучит очень странно, РЅРѕ положение народного артиста обязывает РІ некоторой степени Рє «пестованию молодых». Вам приходила РІ голову идея, что РІС‹ сами можете СЃ кем-то работать? РќР¦: Первый РјРѕР№ серьезный спектакль был «Щелкунчик», Р° «Щелкунчик» дуэтно очень тяжелый спектакль. Очень тяжелое адажио, очень тяжелая сцена снежинок, РіРґРµ РІСЃРµ должно делаться легко, виртуозно, потому что поставлено было РЅР° великих исполнителей. РЈ меня РЅРµ было достаточного сценического опыта, Рё конечно никто РёР· балерин РЅРµ стремился СЃРѕ РјРЅРѕР№ танцевать, СЏ был худенький Рё хрупкий… И РІРѕС‚ Наташа РђСЂС…РёРїРѕРІР° – СЏ ей бесконечно благодарен, это РѕРґРёРЅ РёР· РјРѕРёС… самых любимых людей РЅР° земле — рискнула меня ввести. РЇ тогда себе клятву дал, перед спектаклем. Р’ истории был такой случай: Елизавета Петровна поклялась, что если РѕРЅР° взойдет РЅР° трон, то РЅРё РѕРґРЅРѕРіРѕ указа Рѕ смертной казни РѕРЅР° РЅРµ подпишет. И действительно: РѕРЅР° РЅРё разу РЅРµ подписала смертный РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂ. РџРѕ Р РѕСЃСЃРёРё ходили люди СЃ оторванными языками, РІСЃРµ уезжали РІ РЎРёР±РёСЂСЊ, РЅРѕ смертного РїСЂРёРіРѕРІРѕСЂР° РѕРЅР° РЅРµ подписала. Так Рё СЏ поклялся, что если меня введут, Рё СЏ стану кем-РЅРёР±СѓРґСЊ, то РЅРё РѕРґРЅРѕРјСѓ человеку РЅР° РІРІРѕРґ СЏ РЅРµ откажу. И СЏ РІРІРѕР¶Сѓ всех. Р’РѕС‚ сейчас РІСЃРµ исполнительницы Маши РІ «Щелкунчике», которые существуют, — РІСЃРµ введены РјРЅРѕР№. Очень РјРЅРѕРіРёС… СЏ РІРІРѕРґРёР» РІ РґСЂСѓРіРёРµ спектакли Рё СЃ удовольствием это делаю. РўРѕ, что СЏ РјРѕРіСѓ подсказать – СЏ подсказываю. РњРЅРµ повезло СЃ педагогами, Сѓ меня РЅРµ было РЅРё РѕРґРЅРѕРіРѕ второстепенного педагога, были только великие. И сейчас есть Марина Тимофеевна Семенова Рё Николай Борисович Фадеечев — поэтому работа педагога Сѓ меня РЅР° глазах. Если РјРѕРёРј партнершам что-то РЅРµ удается, СЏ пытаюсь РёРј объяснить, как РјРЅРµ Р±С‹ объяснила Марина Тимофеевна или Галина Сергеевна. РќРµ знаю, насколько это получается. РќРѕ «пестовать»… Сѓ нас достаточно РјРЅРѕРіРѕ педагогов, которые этим занимаются. Это РЅРµ РјРѕРµ дело. РђР“: Р’С‹ вспомнили педагогов, Рё очевидно, что разговор, который РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ сейчас, РЅРµ может обойтись без упоминания Рѕ смене власти РІ училище, Рё Рѕ произошедшей РІ начале сезона смене власти РІ Большом театре. Как РІС‹ считаете, эти перемены – Рє РґРѕР±СЂСѓ или Рє С…СѓРґСѓ?

НЦ: Насколько я знаю, Софья Николаевна не уходит из училища, она остается почетным президентом, это естественно, потому что человек отдал более сорока лет своей жизни этому делу. Конечно, она молодец, в школе такой порядок, и то что во многих учреждениях развалилось, у нее это все присутствует – и дисциплина, и все. Но возраст и какие-то жизненные потрясения… Софья Николаевна сама мне сказала, что с удовольствием принимает перемены, ей оставляют класс, ей оставляют почетное президентство, и она будет теперь советовать, а ответственность уже будет лежать не на ней. Я думаю, что ее ученицы ей благодарны, потому что она не только выучила их, но и дала дорогу в жизнь – достаточно широкую. А что касается Бориса Борисовича Акимова – он профессиональный педагог, очень хорошо себя зарекомендовавший. Посмотрим, что будет, потому что все это непредсказуемо.

Читайте также: