Что такое СРС и зачем она нам? (часть 3)
Есть распространенное заблуждение:В «РµСЃР»Рё СЏ РЅРµ запомнил какое-либо движение РЅР° 100% правильно, его лучше РЅРµ делать, чтобы РЅРµ запоминать неправильно». Особенностями каждого двигательного стереотипа является то, что РѕРЅ, как правило, состоит РёР· большого количества простых движений, выполняемых последовательно или параллельно. Р’ случае если даже какая-то часть комплексного движения была запомнена некорректно — оставшаяся часть действия РІСЃРµ равно будет верна Рё тогда, РїСЂРё коррекции техники выполнения, потребуется только исправить отдельные элементы комплексного движения, что будет проще Рё эффективнее, чем заново учить РѕРґРЅРѕ Рё то же действие РїРѕ нескольку раз.
При постоянном занятии с преподавателем (или с различными преподавателями) происходит несколько «неожиданных» моментов (здесь приводится эталонный случай, как если бы мы занимались только с преподавателем и совсем не занимались самостоятельно):
- Преподаватель перестает давать новый материал. Вы уже дано занимаетесь, но преподаватель почему-то все время возвращается к одному и тому же, по многу раз «мусоля» одно и то же место, крайне мало уделяя внимание новому материалу. В данном случае преподаватель просто занимается с вами тем, что называется «наработка двигательной модели (стереотипа)». Т.е. фактически та же СРС, но за ваши деньги. Рпока он не будет убежден, что она наработана — он не двинется дальше. Рпроблема в данном случае не в преподавателе — он точно отдает себе отчет в том, что пока не будет пройден весь необходимый для данного уровня мастерства пласт информации, пока не будут наработаны необходимые двигательные модели — дальнейшие, более сложные задания давать нет смысла. Они «потопят» ученика и лишат его мотивации.
- Ответственность за результат полностью «отдается» преподавателю. При отсутствии понимания пользы самостоятельных занятий ответственность за результат ученика полностью (по мнению ученика) лежит на преподавателе. Смысл в том, что преподаватель (если он конечно опытный преподаватель) никогда не возложит ответственность за результат ученика на себя. Невозможно никого ничему научить, если ученик сам не желает научится. В данном случае задачей преподавателя становится ясное и полное донесение до ученика его задач и ответственности за результат. Преподаватель выступает только в виде «носителя информации» и не более.
- Противоречие в информации (в случае занятия с различными преподавателями). Так вышло, что в танцевальном мире все очень неоднозначно — существует великое множество двигательных техник и все они по-своему правильные. Сколько преподавателей, столько и мнений — перефразируем известную поговорку. Если ученик встречается с подобным «моментом» без практики самостоятельных занятий, результат — тупик развития, т.к. зачастую различные техники противоречат друг другу. Конечно, опытный преподаватель обязательно скажет об этом ученику, однако, это не облегчает процесс получения знаний последним.
Рто далеко РЅРµ полный перечень «моментов», связанных СЃ отсутствием практики самостоятельных занятий, РЅРѕ РјС‹ остановимся только РЅР° самых СЏСЂРєРёС….
ТЕПЕРЬ ПРО ПОЛЬЗУ:
В случае если ученик практикует самостоятельные занятия, он, в первую очередь, учится синтезировать полученные знания — вводит их в свои двигательные центры именно с теми особенностями, которые необходимы ему для запоминания и выполнения.
Нет в мире двух совершенно одинаковых человек, которым бы полностью подходили определенные двигательные механизмы. Каждый человек будет совершать определенные действия немного по-своему — в этом есть смысл, любая творческая двигательная активность не предназначена для создания толпы роботов-клонов, совершающих строго отмеренные одинаковые движения.
Ученик должен быть индивидуальностью и, как следствие, исполнять определенный, свойственный только ему, набор двигательных моделей с определенными особенностями, амплитудой, динамической и эмоциональной окраской.
Так же при практике СРС ученик ускоряет собственный прогресс, т.к., приходя на занятие с тренером после определенного количества самостоятельной практики, он уже несет в себе необходимый для дальнейшего движения двигательный стереотип, как результат, тренер готов выдавать более сложную информацию, основанную на полученных и освоенных знаниях.
Думаю, РЅР° сегодня информации для размышления достаточно. Р’ конце скажу, что для себя лично СЏ считаю эффективным соотношение «занятия СЃ тренером Рє РЎР РЎВ» как 30/70. Рто позволяет достаточно активно развиваться Рё РІ тоже время закреплять полученные знания, расширяя СЃРІРѕР№ двигательный стереотип.