Что такое СРС и зачем она нам? (часть 3)

Есть распространенное заблуждение: «если я не запомнил какое-либо движение на 100% правильно, его лучше не делать, чтобы не запоминать неправильно». Особенностями каждого двигательного стереотипа является то, что он, как правило, состоит из большого количества простых движений, выполняемых последовательно или параллельно. В случае если даже какая-то часть комплексного движения была запомнена некорректно — оставшаяся часть действия все равно будет верна и тогда, при коррекции техники выполнения, потребуется только исправить отдельные элементы комплексного движения, что будет проще и эффективнее, чем заново учить одно и то же действие по нескольку раз.

trener2

При постоянном занятии с преподавателем (или с различными преподавателями) происходит несколько «неожиданных» моментов (здесь приводится эталонный случай, как если бы мы занимались только с преподавателем и совсем не занимались самостоятельно): 

  • Преподаватель перестает давать новый материал. Вы уже дано занимаетесь, но преподаватель почему-то все время возвращается к одному и тому же, по многу раз «мусоля» одно и то же место, крайне мало уделяя внимание новому материалу. В данном случае преподаватель просто занимается с вами тем, что называется «наработка двигательной модели (стереотипа)». Т.е. фактически та же СРС, но за ваши деньги. И пока он не будет убежден, что она наработана — он не двинется дальше. И проблема в данном случае не в преподавателе — он точно отдает себе отчет в том, что пока не будет пройден весь необходимый для данного уровня мастерства пласт информации, пока не будут наработаны необходимые двигательные модели — дальнейшие, более сложные задания давать нет смысла. Они «потопят» ученика и лишат его мотивации.
  • Ответственность за результат полностью «отдается» преподавателю. При отсутствии понимания пользы самостоятельных занятий ответственность за результат ученика полностью (по мнению ученика) лежит на преподавателе. Смысл в том, что преподаватель (если он конечно опытный преподаватель) никогда не возложит ответственность за результат ученика на себя. Невозможно никого ничему научить, если ученик сам не желает научится. В данном случае задачей преподавателя становится ясное и полное донесение до ученика его задач и ответственности за результат. Преподаватель выступает только в виде «носителя информации» и не более.
  • Противоречие в информации (в случае занятия с различными преподавателями). Так вышло, что в танцевальном мире все очень неоднозначно — существует великое множество двигательных техник и все они по-своему правильные. Сколько преподавателей, столько и мнений — перефразируем известную поговорку. Если ученик встречается с подобным «моментом» без практики самостоятельных занятий, результат — тупик развития, т.к. зачастую различные техники противоречат друг другу. Конечно, опытный преподаватель обязательно скажет об этом ученику, однако, это не облегчает процесс получения знаний последним.


Это далеко не полный перечень «моментов», связанных с отсутствием практики самостоятельных занятий, но мы остановимся только на самых ярких.

ТЕПЕРЬ ПРО ПОЛЬЗУ:


В случае если ученик практикует самостоятельные занятия, он, в первую очередь, учится синтезировать полученные знания — вводит их в свои двигательные центры именно с теми особенностями, которые необходимы ему для запоминания и выполнения. 

Нет в мире двух совершенно одинаковых человек, которым бы полностью подходили определенные двигательные механизмы. Каждый человек будет совершать определенные действия немного по-своему — в этом есть смысл, любая творческая двигательная активность не предназначена для создания толпы роботов-клонов, совершающих строго отмеренные одинаковые движения. 

Ученик должен быть индивидуальностью и, как следствие, исполнять определенный, свойственный только ему, набор двигательных моделей с определенными особенностями, амплитудой, динамической и эмоциональной окраской.

Так же при практике СРС ученик ускоряет собственный прогресс, т.к., приходя на занятие с тренером после определенного количества самостоятельной практики, он уже несет в себе необходимый для дальнейшего движения двигательный стереотип, как результат, тренер готов выдавать более сложную информацию, основанную на полученных и освоенных знаниях.

Думаю, на сегодня информации для размышления достаточно. В конце скажу, что для себя лично я считаю эффективным соотношение «занятия с тренером к СРС» как 30/70. Это позволяет достаточно активно развиваться и в тоже время закреплять полученные знания, расширяя свой двигательный стереотип.

Читайте также: